Проект обучающихся начальной школы «Полезные и вредные продукты питания»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Лужского муниципального района Ленинградской области
Районный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Исток»
Направление исследовательского проекта:
«В гостях у доктора Айболита. ЗОЖ»
«Полезные и вредные продукты питания»
Выполнили: обучающиеся 4 г и 2 а классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Руководители: Колосова Наталья Васильевна
Фёдорова Ольга Сергеевна
Луга, 2021.
Оглавление.
- Введение………………………………………………………………….3
- 1 этап. Подготовительный………………………………………………3
— гипотеза
— актуальность
— цель
— задачи
— методы исследования
3. 2 этап. Сбор информации о продуктах питания…………………………..4
4. 3 этап. Научно — практический ………………………………………………9
5. 4 этап. Творческий……………………………………………………………15
6. 5 этап Выводы…………………………………………………………………15 Используемые источники……………………………………………………….18
Приложение………………………………………………………………………19
Введение.
На уроке «Окружающего мира» мы познакомились с темой «Наше питание». В результате анкетирования среди ребят наших классов, мы выяснили, что многие дети употребляют в пищу чаще чипсы, сухарики, газированные напитки, реже яблочный сок, молоко и овсяную кашу. Нас заинтересовал вопрос: «Полезны ли продукты, которые мы любим есть и пить? Мы решили обратиться к учителю биологии Рудковской Галине Анатольевне, чтобы узнать, из чего состоят эти продукты и полезны ли они? Для поисков ответов на эти вопросы нами была проведена исследовательская работа.
1 этап. Подготовительный. Постановка целей, задач.
Гипотеза. Если провести опыты и изучить состав продуктов, то можно определить, вредны они или нет для нашего организма.
Актуальность. С экранов телевизоров, рекламных проспектов на нас смотрят яркие, красочные и очень вкусные продукты. Попробовав раз, мы иногда с трудом можем отказаться от них. Но мало, кто задумывается о том, полезны ли эти продукты для нашего здоровья. Неправильное питание и недостаток витаминов являются одними из основных причин заболеваний. Исследование поможет сделать выводы о том, приносят ли чипсы, сухарики, газированные напитки, соки, молоко, каши, яблоки пользу или вред здоровью.
Главная цель работы:
Определить состав исследуемых продуктов питания и сделать вывод о том, какое они могут оказать влияние на здоровье человека.
Предмет исследования: Состав продуктов питания и напитков.
Объект исследования: чипсы, сухарики, овсяная каша яблоки, «Кока-кола», «Пепси», молоко, яблочный сок.
Задачи:
- Найти в литературе и сети Интернет информацию об истории возникновения данных продуктов.
- Исследовать свойства напитков и снеков.
- Выявить значение пользы и вреда продуктов питания и напитков для организма человека.
Методы исследования:
· анализ источников информации;
· практические опыты;
· обобщение полученных данных.
Сроки реализации: сентябрь 2021 – январь 2022 г.г.
Предполагаемый результат:
В ходе исследовательской работы у обучающихся будет сформировано представление о вредных и полезных продуктах питания и бережном отношении к своему организму.
2 этап. Сбор информации.
Обучающиеся 4 «Г» класса провели анкетирование (См.Приложение 1), какие продукты дети любят есть и пить. Изучив данные, решили узнать у ребят из 2 «А» класса, какие у них любимые продукты питания. Оказалось, что интересы двух классов совпадают.
Диаграмма 1. Любимые продукты питания обучающихся 2 «А» и 4 «Г» классов.
Диаграмма 2. Полезные продукты питания по результатам анкетирования.
На основе полученных данных мы увидели, что у ребят много любимых продуктов питания, но полезны ли они, ученики не знали, так как на вопрос: «Какая пища вредит здоровью?», обучающиеся затруднялись ответить.
Школьников заинтересовал вопрос о пользе и вреде данных продуктов. Ребята 4 «Г» и 2 «А» класса разделились на группы по интересам. 1 группа искала информацию об истории создания и составе чипсов и сухариков, 2 группа – занималась историей возникновения яблок и яблочного сока, 3 группа – историей напитков «Кока-кола», «Пепси», 4 группа – о свойствах и составе молока и овсяных хлопьев.
Ученики посетили библиотеку, искали информацию в литературных источниках, прочитали статьи в журналах и сети Интернет.
Вот что нам удалось узнать.
Чипсы.
Под термином «чипсы» следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Чипсы были изобретены случайно в 1853 году. По претензии привередливого клиента трижды пришлось нарезать заказанное блюдо из картошки. В ответ на третью претензию, что картошка толстовата, Джордж Крам, чтобы разозлить гостя, сделал картофельные пластинки максимально тонкими. К всеобщему удивлению, блюдо пришлось гостю по вкусу.
Первые в Советском Союзе чипсы, которые появились в 1963 году и назывались «Хрустящий картофель Московский в ломтиках».
Технология изготовления. Картофель моют. Машина снимает с него кожуру, сортирует по размеру и нарезает их с помощью острого лезвия на ломтики толщиной около 2 мм. Ломтики картофеля промывают. Затем ломтики помещают в чан с растительным маслом и жарят (Приложение 2. Рисунок1,2).
Сухари и сухарики.
Сухари — это вторично запеченный хлеб.
Начали сушить сухари по воле случая: в середине XIX века в Московии выдалась особенно жаркая пора на Пасху и многие куличи, которые хранились на солнце, безнадежно засохли. Поскольку в традициях христиан освященные куличи съедать до последней крошки, сухари и в ту Пасху употребили в течение недели. При этом было сделано одно важное открытие — размоченный в воде, сухой кулич становился вкусным. Так предприимчивые хозяева стали сушить сухари впрок.
Яблоки.
Яблоко — самый популярный и самый доступный плод.
Впервые культурные сорта яблони появились в Малой Азии, откуда они впоследствии были перевезены в Палестину и Египет, а затем и определенного количества времени — в Древнюю Грецию, Рим, а далее в другие страны Европы и на другие континенты.
Первые сведения о выращивании культурных сортов яблони относятся ко времени правления князя Ярослава Мудрого в Киевской Руси. В 1051 году на территории Киево-Печерской лавры был заложен первый яблоневый сад. В XII столетии яблоневые плантации появились на территории нынешнего Подмосковья.
С большой долей уважения к самому плоду яблони относились и относятся по сей день жители Германии. До сих пор в немецких деревнях существует старый обычай — в день рождения младенца сажают яблоневое деревце. Как оно будет расти и развиваться, такая судьба уготовлена и малышу.
До Петра I большая часть яблок лучших сортов, которые попадали на стол зажиточных Россиян, была привозной. Постепенно, благодаря стараниям самого Петра, привоз яблок уменьшился, так как отличные плоды начали давать отечественные сорта. Даже во времена Елизаветы Петровны, по странной прихоти природы, ненавидевшей яблоки и запрещавшей есть их и придворным, выращивание яблок продолжалось.
А ещё мы узнали, что в славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, любви, красоты. Плоды яблок, побеги и цвет яблони играли важную роль в свадебных обрядах. У славян яблоки выступали в роли свадебного приглашения.
В славянской символике яблоко имеет положительное значение. Славяне верили, что для обеспечения здоровья всей семьи необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко. Для будущего здоровья и красоты детям нужно было подержаться за дерево яблони и посмотреть на её ветки в зимнее время или на плоды в летнее. Яблоко даёт здоровье и жизненную силу, в народе говорят: «Яблоко на обед — и всех болезней нет».
Яблочный сок.
Яблочный сок обладает свойством повышать уровень гемоглобина в крови.
Такой напиток ценится за свои противопростудные и противовирусные свойства. Он благотворно воздействует на иммунную систему, способен восстанавливать организм после тяжелых заболеваний.
Значительная часть яблочного сока, которую можно встретить на полках супермаркетов, производится промышленным способом.
История создания бренда «Добрый».
История бренда «Добрый» начинается в 1998 году, когда крупная российская инновационная компания по производству продуктов питания «Мултон» запустила свой самый крупный завод в городе Щелково. Первая пробная партия яблочного сока «Добрый» была выпущена в декабре 1998 года и составляла 3600 литров.
В феврале 1999 года «Мултон» приступил к промышленному производству соков и поднял планку объема выпуска до 46 миллионов литров сока «Добрый» в год.
История напитков.
Напиток «Кока-Кола» был придуман в Атланте 8 мая 1886 года. Его автор — фармацевт Джон Стив Пембертон. «Кока-Кола» была лекарственным средством «от любых нервных расстройств» и начал продаваться в крупнейшей городской аптеке.
«Пепси-Кола» — прохладительный напиток. Напиток впервые был изготовлен в 1890-х годах в Нью-Берне фармацевтом Калебом Брэдхэмом. В нашей стране «Пепси» стали сначала продавать поставками из США (апрель 1973 год), а затем было начато строительство заводов по производству «Пепси-Колы».
Молоко.
Коровье молоко, пожалуй, один из самых важных продуктов для жителей Европы и один из самых востребованных продуктов в мировой кулинарии. В коровьем молоке есть все необходимые организму вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, ферменты, микроэлементы. Молоко вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов, обладает лечебно-профилактическими свойствами.
Овсяная каша.
Благодаря легкости приготовления и вкусу овес вошел в состав множества блюд. Кашу из овсянки готовили на воде и только потом добавляли сливки или масло. На Руси овсяную кашу готовили в основном в северных регионах. На юге овес воспринимался как больничная еда.
Крестьяне предпочитали простой каше толокно, более легкое и вкусное: овсяную муку жарили, оставляли на ночь у теплой печи, а наутро толкли и просеивали. Полученная мука уже не была клейкой, быстро набухала в воде и густела. Из толокна готовили толокняху, замешивая муку на холодной воде или бульоне. Дети лепили из этого теста фигурки – рыбок, петушков – и весело, и вкусно! Из толченой крупы готовили овсяный кисель. Этот кисель любили и на севере, и на востоке.
Овсяная каша богата клетчаткой, белковыми соединениями и жирами. Она легко усваивается организмом, избавляя человека от чувства голода на долгое время. Поэтому очень полезно её есть утром, т.к. она даёт очень много энергии организму. Овёс и овсяные хлопья являются отличным источником ряда витаминов.
3 этап. Научно — практический.
На основе полученных данных нами была проведена исследовательская работа. В продуктах питания мы определяли кислотность, содержание крахмала, жиров, в напитках красителя, в молоке наличие антибиотиков.
Изучение состава чипсов и сухариков.
Изучив, предпочтения учащихся, решили проанализировать состав чипсов «Московский картофель» и сухарики «Хрустим» ( См. Приложение 3. Рис. 3, 4, 5, 6).
Провели анализ состава чипсов и сухариков в 100 граммах продукта.
Наличие определённых веществ | Чипсы «Московский картофель» | Сухарики «Хрустим» |
Белки | 5,5 грамм | 9,5 грамм |
Жиры | 37 грамм | 15 грамм |
Углеводы | 48 грамм | 65 грамм |
Калорийность | 550 Ккал | 430 Ккал |
Биодобавки (См. Приложение 4). | Глутамат натрия, гуанилат натрия | Глутамат натрия, рибонуклеотиды |
- Качественное определение кислотности продукта (ход исследования):
Цель: Определение кислотности.
Оборудование: предметное стекло, лакмусовая бумага.
— капнули каплю воды, для размягчения продукта (чипсы, сухарика)
— положили лакмусовую бумагу и определили кислотность (розовый цвет) по определителю кислотности ( рН от 6,8 до 7,0 – это является нормой) (См. Приложение 5. Рис. 7,8).
Вывод: кислотность в исследуемых продуктах не превышает норму. Вред организму не оказывается.
- Качественное определение содержания крахмала (ход исследования):
Цель: проверить чипсы, сухарики на натуральность
Оборудование: раствор йода, пробирки, вода, мерный цилиндр, лакмусовая бумага.
— Капнули 3-% раствор йода на размягчённую поверхность чипсов, сухариков.
— Поверхность стала данного продукта приняла фиолетовый цвет (См. Приложение 6. Рис. 9,10).
Вывод: в исследуемых продуктах много крахмала. Крахмал – это углевод, необходимый для организма человека. Чрезмерное употребление вредит здоровью.
- Качественное определение содержания жирности (ход исследования):
Цель: Определение жирности продукта.
Оборудование: салфетки.
Взяли чипсы, сухарики и выложил их на салфетку, согнули салфетку пополам и раздавили образцы на сгибах. После чего убрали продукты. На салфетках появились жирные пятна (См. Приложение 7. Рис. 11,12).
Вывод: Самое большое жирное пятно у чипсов, меньше у сухариков. Это значит, что в чипсах большое количество жира.
- Опыт на наличие канцерогена (ход исследования):
Цель: определение добавок.
Оборудование: спиртовка, зажим.
Берём и поджигаем ломтик чипсов, соблюдая меры пожарной безопасности. Появление едкого запаха пластмассы это говорит о наличие опасного канцерогена – акриламид (См. Приложение 8. Рис. 13, 14).
Вывод: в чипсах содержится большое количество опасного канцерогена акриламида, что вредит нашему организму.
Провели анализ состава яблок и овсяной каши в 100 граммах продукта (См.Приложение 9. Рис. 15, 16)
Наличие определённых веществ | Яблоки (Айдаред) | Овсяные хлопья «Ясно солнышко №3» |
Белки | 0,4 | 13,0 |
Жиры | 0,4 | 6,5 |
Углеводы | 9,8 | 58,0 |
Калорийность | 47 Ккал | 360 Ккал |
- Качественное определение кислотности яблока сорта Айдаред (ход исследования):
Цель: определение кислотности в яблоке.
Оборудование: предметное стекло, лакмусовая бумага.
— разрезали яблоко на ломтики и приложили лакмусовую бумагу.
— определили кислотность (розовый цвет) по определителю кислотности (рН от 6,0 до 7,0) (См.Приложение 10. Рис. 17).
Вывод: кислотность в яблоках не превышает норму. Вред организму не оказывается.
- Качественное определение кислотности овсяной каши на молоке (ход исследования):
Цель: определение кислотности продукта.
Оборудование: предметное стекло, лакмусовая бумага.
— к небольшой порции овсяной каши на молоке, сваренной в столовой школы № 4, приложили лакмусовую бумагу.
— определили кислотность (розовый цвет) по определителю кислотности (рН 6,4) (См.Приложение 10. Рис. 18).
Вывод: кислотность в овсяной каше на молоке не превышает норму. Вред организму не оказывается.
- Качественное определение содержания углеводов (сахара) яблока сорта «Айдаред» (ход исследования):
Цель: определение наличия углеводов (сахара) в яблоке.
Оборудование: предметное стекло, раствор йода.
— Капнули 3-% раствор йода дольку яблока.
— Поверхность стала данного продукта приняла светло синий цвет.(См.Приложение 11. Рис. 19).
Вывод: в яблоках сорта «Айдаред» есть малое количество сахара. В небольшом количестве сахар необходим для организма человека.
- Качественное определение содержания углеводов (сахара) в овсяной каше на молоке (ход исследования):
Цель: определение наличия углеводов (сахара) в продукте.
Оборудование: предметное стекло, раствор йода.
— Капнули 3-% раствор йода на небольшое количество каши.
— Поверхность приняла фиолетовый цвет (См.Приложение 11. Рис. 20).
Вывод: в исследуемой каше много углеводов. Галина Анатольевна рассказала нам, что в своём составе овсяная каша на молоке содержит практически все витамины группы В. Минеральные вещества, необходимые организму человека, присутствуют в продукте в достаточном количестве. Овсяная каша на молоке содержит сложные углеводы, которые надолго обеспечивают постоянный приток энергии и бодрости. Поэтому эту пищу полезно есть утром.
Провели анализ состава газированных напитков: «Кока-кола», «Пепси», яблочного сока и молока в 100 мл среднего значения продукта
Наличие определённых веществ | Кока-кола | Пепси (без сахара) | Яблочный сок «Добрый» | Молоко «Станичное» 3,2 % |
белки | 0 г | 0 г | 0 | 3,0 |
жиры | 0 г | 0 г | 0 | 3,2 |
Углеводы | 10,6 г | 0,06 (сахар 0,01) | 11,7 | 4,7 |
Калорийность | 42 ккал | 0,4 ккал | 47 ккал | 250 ккал |
(См. Приложение 12. Рис. 21,22,23,24,25,26,27,28)
В газированных напитках «Кока-кола» и «Пепси» мы определяли наличие красителя и углеводов, в яблочном соке углеводы и натуральность продукта, а молоко проверяли на наличие антибиотиков.
- Опыт на определение кислотности, углеводов и красителей в «Кока-коле» и «Пепси». Разделились на 2 группы (ход исследования):
Цель: определение кислотности, углеводов и красителей.
Оборудование: мензурки, стеклянные воронки, лакмусовая и фильтровальная бумага.
— в небольшое количество газированного напитка опустили лакмусовую бумагу. Она поменяла цвет на ярко-розовый.
— определили кислотность (розовый цвет) по определителю кислотности (рН 6,0)
— поместили стеклянную воронку в мензурку, а в воронку фильтровальную бумагу и процедили газированные напитки. На бумаге остались тёмно-коричневые следы.
— Капнули 3-% раствор йода. Салфетка стала темно-фиолетового цвета. Присутствие углеводов (сахара) в образцах. (См.Приложение 13. Рис. 29, 30).
Выводы: Газированные напитки содержат очень много углеводов и даже «Пепси», на упаковке которой было заявлено без сахара. А также эти напитки содержат искусственные красители. Оба газированных напитка вредны для здоровья, так как они являются искусственными продуктами, содержат заменители сахара, много кислот и различные пищевые добавки, отрицательно действующие на живые клетки.
- Опыт на определение кислотности, углеводов и красителей в яблочном соке «Добрый» (ход исследования):
Цель: определение кислотности, углеводов и красителей.
Оборудование: мензурки, стеклянные воронки, лакмусовая и фильтровальная бумага.
— в небольшое количество яблочного сока опустили лакмусовую бумагу. Она незначительно поменяла цвет.
— определили кислотность (розовый цвет) по определителю кислотности (рН 6,0)
— поместили стеклянную воронку в мензурку, а в воронку фильтровальную бумагу и процедили сок. На бумаге не остались следа.
— Капнули 3-% раствор йода. Салфетка стала светло-коричневого цвета. Присутствие углеводов (сахара) в образцах. (См.Приложение 13. Рис. 31,32).
Выводы: В результате этой экспертизы можно сделать следующие выводы: кислотность не превышает норму; сок восстановленный, осветленный, содержит сахар природного происхождения. В соке яблока марки «Добрый» нет никаких вредных добавок, которыемогли как-то негативно повлиять на организм человека.
- Определение физико-химических показателей молока на наличие антибиотиков. Опытные образцы молоко «Станичное», «Тёма», «Простоквашино» (См. Приложение 14. Рис. 33,34,35).
Цель: определение антибиотиков.
Оборудование: 3 колбы.
Мы провели опыт с марками исследуемого молока, оставив его в теплом месте на сутки – все три образца превратились в простоквашу, Вывод: что антибиотики в данных образцах отсутствуют! (См. Приложение 15. Рис. 35).
Антибиотики попадают в молоко при лечении коров. Используемые для этих целей препараты попадают в молоко. По санитарным правилам молоко от пролеченных коров в течение 5-10 дней должно просто сливаться. Людям его потреблять нельзя! При попадании антибиотиков в организм возникают проблемы с пищеварением. Из молока с антибиотиками невозможно изготовить кисломолочные продукты (молоко не скисает).
После проведённого исследования в классах вновь провели анкетирование о вредной и полезной пище, которую мы употребляем.
Диаграмма 3. Результаты анкетирования о полезных продуктах питания.
На основе исследования мы сделали вывод, что для нашего роста и развития необходимые продукты питания: овсяная каша, яблоки, соки, молоко, молочные продукты. А также надо не забывать об овощах и различных фруктах.
4 этап. Творческий.
Знаниями о вреде и пользе продуктов питания, которые мы любим есть и пить, мы решили поделиться с обучающимися других классов. Вместе с классными руководителями создали презентацию и буклет о полезной и вредной еде. Мы выступили перед учениками начальной школы и рассказали им о проведённом исследовании. (См. Приложение 16.)
5 этап . Рефлексия и выводы.
1. В ходе проекта у обучающихся сформировано представление о необходимости заботы о своем здоровье и бережном отношении к своему организму.
2.Реализация проекта способствовала формированию у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу и вред человеку.
3. Участие в проекте сформировало у обучающихся интерес и готовность к соблюдению правил здорового питания.
4. Семьи учеников помогали в организации проекта, что позволило укрепить семейные отношения.
5. Родители обратили внимание на рацион своих детей, сделав его более полезным.
6. Обучающиеся изготовили буклеты, содержащие информацию о вредных и полезных продуктах питания.
7. Ученики 2 «А» и 4 «Г» классов выступили перед обучающимися начальной школы с презентацией проекта.
Выводы.
Обучающиеся 2 «А» и 4 «Г» классов провели исследовательскую работу и, изучив состав продуктов питания и проведя с ними опыты, пришли к выводам:
- В составе чипсов и сухариков содержатся вредные вещества, которые негативно влияют на организм. Проведённые опыты показали, что в снеках очень много углеводов и жиров, которые не всегда полезны для здоровья.
- Изучив состав яблок и овсяной каши, выяснили, что в яблоках много витаминов, необходимых для роста и развития детей, а съеденная на завтрак овсяная каша способствует правильному пищеварению и даёт большой заряд энергии на весь день.
- В составе газированных напитков «Кока-кола» и «Пепси» есть вещества, которые разрушают зубы и наносят вред организму из-за большого количества сахара.
- Изучив состав яблочного сока и проведя опыты, выяснили, что в нём большое содержание полезных веществ, улучшающих работу мозга и всего организма.
- В составе молока присутствует важный элемент кальций, который укрепляет кости и повышает иммунитет. Опытным путём выяснили, что молоко, которое мы употребляем в школе и дома, полезно.
В процессе своей работы мы выполнили поставленные задачи, приобрели дополнительные знания о вреде любимых нами продуктов и о здоровом питании.
Мы решили, что безопаснее будет употреблять овощи, фрукты, каши, мясо, молочные продукты. Правильное и здоровое питание в детстве закладывает фундамент нашему здоровью на всю жизнь. Мы за здоровое питание!
Берегите себя, своё здоровье и следите за тем, что вы едите!
Используемые источники:
- Гогулан М. Законы полноценного питания: энциклопедия здоровья / М. Гогулан.- М.: АСТ, 2011.- 471 с.
- Гринкевич А. М. Детское питание. Практические советы / А. М. Гринкевич, Г.Ю. Лазарева, О. И. Чапова. — М.: Равновесие, 2016. – 768 с.
- Исаева Е. Л. Молочная кухня. Полезное питание без хлопот! / Е. Л. Исаева. – М.: Рипол Классик, 2017. – 300 с.
- Лифляндский В. Г. Новейшая энциклопедия здорового питания / В. Г. Лифляндский. — СПб. : Нева, 2014. – 384 с.
- Малахов Г. П. Энциклопедия здорового питания / Г. П. Малахов // М.: АСТ, 2011. – 412 с.: ил
- Сушанский А . Г. Энциклопедия здорового питания: в 2 т./ А.Г. Сушанский, В.Г. Лифляндский. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.
Интернет – ресурсы:
- Мы и наше здоровье. [Электронный образовательный ресурс]: Сайт Российская электронная школа. Видео-уроки: 3 класс, урок 18. Дата обновления: 05.06.2020.- URL: www /https://resh.edu.ru/
- Строение тела. Если хочешь быть здоров. [Электронный образовательный ресурс]: Сайт Российская электронная школа. Видео-уроки: 2 класс, урок 18. Дата обновления: 05.06.2020.- URL: www /https://resh.edu.ru/
- Здоровый образ жизни – с чего начать?: [Цифровой образовательный ресурс] Сайт: Единое окно доступа к образовательным ресурсам 2019.- Дата обновления: 20.11.2020.- URL: www /http://window.edu.ru/
- Правильное питание – залог здоровья [Цифровой образовательный ресурс] Сайт: Библиотека материалов для начальной школы / А. Ф. Синяков. – 2020.- Дата обновления: 12.01.2021.- URL: /http://www.nachalka.com/biblioteka
Автор: Колосова Наталья Васильевна
учитель музыки
Добавить комментарий