Официальный блог учителей МОУ "СОШ №4" г.Луги

Игровые и творческие задания для исправления дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

8 Окт 2021
231

Исправление специфических нарушений письменной речи  (дисграфия и дислексия) у школьников с ОВЗ является самой актуальной задачей учителя-логопеда.  Не секрет, что с каждым годом  в начальных классах  количество детей с различными видами дисграфии только увеличивается.  Поэтому  школьному логопеду, работающему на классах  с детьми  с ограниченными возможностями здоровья, необходимо своевременно выявить и предупредить нарушения письма в первых классах и продолжать  эту коррекционную работу во втором, третьем и четвёртом классах.

При акустической дисграфии происходит  нарушение слуховых дифференцировок, которое сохранятся у детей с нарушением звукопроизношения даже после  исправления  (постановки звуков) у логопеда. Это обусловлено тем, что для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. Чаще всего у учащихся встречаются следующие замены и смешения букв на письме:

  • Звонкие-глухие согласные ( Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш);
  • Гласные (О-У,Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю);
  • Свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ);
  • Аффрикаты (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС);
  • Соноры (Л, М, Н ,Р, Й)

На занятии у учителя-логопеда каждый  ученик выполняет посильные для него задания, воспитывающие внимание, развивающие наблюдательность, прививающие настойчивость к достижению цели. Не секрет, что в школу приходят учащиеся с разным запасом  знаний, с разной готовностью к обучению. А любая коррекция — это труд, постоянный контроль  со стороны ребёнка за своей письменной речью, доведение правильного написания до автоматизма. К тому же на занятия к логопеду дети приходят после уроков, когда силы уже на исходе и нет желания думать, запоминать, контролировать себя. На помощь приходят игровые, творческие  задания, направленные на повышение  интереса, которые прививают  детям «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям.  Приведу несколько примеров таких заданий, которые использую в своей практике.

Очень нравятся учащимся задания по типу «найди ошибки и исправь». Например задание «Помоги Торопыжке».

 Логопед:  Торопыжка записывал задания с буквами А-Я, но так спешил, что всё перепутал. Помоги Торопыжке. Запиши слова правильно.

МЯШИНЯ                ЗЕБРЯ               СКАМЕЙКЯ

КЛАКСЯ                   СЛАКОТЬ        ТЕТРЯДИ

Игра «Парашютисты» (развитие навыков звукового анализа и синтеза).

Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах разные картинки. Помоги парашютистам спустится на разные полянки: если в слове есть буква Я- на полянку с буквой Я, если есть буква А- на полянку с буквой А, а если есть буквы А, Я, то на третью полянку, с буквами А, Я.

Картинки: арбуз, маяк ,автомат, земляника, обезьяна, лилия.

Задание «Буква потерялась» (развитие зрительного внимания и орфографической зоркости).

Логопед: В словах потерялись буквы А-Я. Вставьте нужную букву в слово. Объясните свой выбор.

ШЛ_ПА         Л_ПК_         Т_ПК_          Т_ЖЕСТЬ

К_МЕНЬ      М_ТА            Т_ЩИТ        К_ША

Т_НЕТ         КР_СИТЬ     ГЛ_З            СТ_РЫЙ

Очень часто у детей с ОВЗ при речевом обследовании  выявляется бедность словаря, ограниченное понимание  речи и неправильное использование грамматических категорий.  Обогащению словарного запаса, развитию смекалки и мышления, усвоению грамматики родного языка  способствует речевая работа с загадками.

Например: на доске записана загадка с пропущенными парными согласными.

Если мокрый сне_ пойдёт

И моро_ к утру нагрянет,

Весь асфальт покроет лё_,

Лакированный он станет.

Ученики отгадывают загадку, запоминают написание сложного слова (гололёд), вставляют пропущенные согласные, подбирают проверочные слова. Дополнительно даётся задание написать синонимы к слову «мороз»  (холод, стужа).

Развитию логического мышления, обогащению словаря так же способствует включение в занятие  тематических  кроссвордов.

Кроссворд на дифференциацию звуков С-Ш.

1         
               2    
    3
              4    
  1. С его помощью  садовник поливает цветы (шланг);
  2. Посуда для просеивания муки (сито);

3.Часто выпадает зимой (снег)

   4.  Ножки у машины обуты в (шины)

Большой интерес у учащихся с ОВЗ вызывают  специальные «Умные раскраски».

Такая раскраска-антистресс  пoмoгаeт  ученику  зaкpeпить и системaтизиpoвaть  навыки  пepeнoсa слoв, yпoтpeблeния  зaглaвнoй и  стpoчнoй бyкв, пpaвoписaния  бeзyдapньx  глaсных в кopнe и т.д.

Часто учащиеся с ОВЗ затрудняются в образовании сложных слов. Чтобы сформировать этот навык я использую ряд настольных игр. Например игра  «Сложные слова», где дети учатся составлять сложные слова из двух основ.

В своей работе по исправлению дисграфии и дислексии у учащихся начальных классов я часто использую интерактивные игры на CD- дисках  портала «Мерсибо», а так же электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной и  В.Г. Горецкого.

Разумеется, игровые задания не являются основным видом коррекции речевых нарушений и без перспективного планирования не имеют смысла. Однако их использование на занятиях логопеда значительно повышает мотивацию учеников и способствует закреплению полученных знаний .

0

Автор: Тищук Татьяна Павловна

учитель-логопед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *