Игровые и творческие задания для исправления дисграфии у младших школьников с ОВЗ.


Исправление специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у школьников с ОВЗ является самой актуальной задачей учителя-логопеда. Не секрет, что с каждым годом в начальных классах количество детей с различными видами дисграфии только увеличивается. Поэтому школьному логопеду, работающему на классах с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо своевременно выявить и предупредить нарушения письма в первых классах и продолжать эту коррекционную работу во втором, третьем и четвёртом классах.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок, которое сохранятся у детей с нарушением звукопроизношения даже после исправления (постановки звуков) у логопеда. Это обусловлено тем, что для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. Чаще всего у учащихся встречаются следующие замены и смешения букв на письме:
- Звонкие-глухие согласные ( Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш);
- Гласные (О-У,Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю);
- Свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ);
- Аффрикаты (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС);
- Соноры (Л, М, Н ,Р, Й)
На занятии у учителя-логопеда каждый ученик выполняет посильные для него задания, воспитывающие внимание, развивающие наблюдательность, прививающие настойчивость к достижению цели. Не секрет, что в школу приходят учащиеся с разным запасом знаний, с разной готовностью к обучению. А любая коррекция — это труд, постоянный контроль со стороны ребёнка за своей письменной речью, доведение правильного написания до автоматизма. К тому же на занятия к логопеду дети приходят после уроков, когда силы уже на исходе и нет желания думать, запоминать, контролировать себя. На помощь приходят игровые, творческие задания, направленные на повышение интереса, которые прививают детям «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям. Приведу несколько примеров таких заданий, которые использую в своей практике.
Очень нравятся учащимся задания по типу «найди ошибки и исправь». Например задание «Помоги Торопыжке».
Логопед: Торопыжка записывал задания с буквами А-Я, но так спешил, что всё перепутал. Помоги Торопыжке. Запиши слова правильно.
МЯШИНЯ ЗЕБРЯ СКАМЕЙКЯ
КЛАКСЯ СЛАКОТЬ ТЕТРЯДИ
Игра «Парашютисты» (развитие навыков звукового анализа и синтеза).
Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах разные картинки. Помоги парашютистам спустится на разные полянки: если в слове есть буква Я- на полянку с буквой Я, если есть буква А- на полянку с буквой А, а если есть буквы А, Я, то на третью полянку, с буквами А, Я.
Картинки: арбуз, маяк ,автомат, земляника, обезьяна, лилия.
Задание «Буква потерялась» (развитие зрительного внимания и орфографической зоркости).
Логопед: В словах потерялись буквы А-Я. Вставьте нужную букву в слово. Объясните свой выбор.
ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПК_ Т_ЖЕСТЬ
К_МЕНЬ М_ТА Т_ЩИТ К_ША
Т_НЕТ КР_СИТЬ ГЛ_З СТ_РЫЙ
Очень часто у детей с ОВЗ при речевом обследовании выявляется бедность словаря, ограниченное понимание речи и неправильное использование грамматических категорий. Обогащению словарного запаса, развитию смекалки и мышления, усвоению грамматики родного языка способствует речевая работа с загадками.
Например: на доске записана загадка с пропущенными парными согласными.
Если мокрый сне_ пойдёт
И моро_ к утру нагрянет,
Весь асфальт покроет лё_,
Лакированный он станет.
Ученики отгадывают загадку, запоминают написание сложного слова (гололёд), вставляют пропущенные согласные, подбирают проверочные слова. Дополнительно даётся задание написать синонимы к слову «мороз» (холод, стужа).
Развитию логического мышления, обогащению словаря так же способствует включение в занятие тематических кроссвордов.
Кроссворд на дифференциацию звуков С-Ш.
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
- С его помощью садовник поливает цветы (шланг);
- Посуда для просеивания муки (сито);
3.Часто выпадает зимой (снег)
4. Ножки у машины обуты в (шины)
Большой интерес у учащихся с ОВЗ вызывают специальные «Умные раскраски».
Такая раскраска-антистресс пoмoгаeт ученику зaкpeпить и системaтизиpoвaть навыки пepeнoсa слoв, yпoтpeблeния зaглaвнoй и стpoчнoй бyкв, пpaвoписaния бeзyдapньx глaсных в кopнe и т.д.

Часто учащиеся с ОВЗ затрудняются в образовании сложных слов. Чтобы сформировать этот навык я использую ряд настольных игр. Например игра «Сложные слова», где дети учатся составлять сложные слова из двух основ.


В своей работе по исправлению дисграфии и дислексии у учащихся начальных классов я часто использую интерактивные игры на CD- дисках портала «Мерсибо», а так же электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого.


Разумеется, игровые задания не являются основным видом коррекции речевых нарушений и без перспективного планирования не имеют смысла. Однако их использование на занятиях логопеда значительно повышает мотивацию учеников и способствует закреплению полученных знаний .
Автор: Тищук Татьяна Павловна
учитель-логопед
Добавить комментарий