Официальный блог учителей МОУ "СОШ №4" г.Луги

Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

18 Фев 2021
54

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Хорошая речь это важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли и познавать мир, а также общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Когда  люди  делают  гимнастику  для  рук,  ног  для всех это является  привычным и  знакомым.  Мы  тренируем  мышцы,  чтобы  они  стали ловкими,  сильными,  подвижными.  А  вот  зачем  язык  тренировать? Оказывается,  язык  —  главная  мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто  необходима.  Ведь  язык  должен  быть  достаточно  хорошо развит,  чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые звукопроизношением.

   Артикуляционная гимнастика — это первый и, пожалуй, самый важный этап в формировании правильного произношения. Ребенка нужно научить управлять «непослушными», малоподвижными органами речи и речевым дыханием. Для постановки свистящих, шипящих, сонорных это имеет первостепенное значение. Ребенок должен научиться расслаблять или напрягать язык, удерживать его в нужном положении, вырабатывать нужную воздушную струю для образования звука, правильно работать губами и т. д.

Логопедическая практика показала: иногда бывает достаточно просто регулярной гимнастики, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, ранее дефектные.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель  артикуляционной  гимнастики  —  выработка  правильных,  полноценных  движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для  правильного  произношения  звуков,  и  объединение  простых  движений  в  сложные.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Итак, цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и нужных положений органов речи (артикуляционных укладов) для четкого произношения звуков.

    Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамическиеСтатические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. Артикуляционным упражнениям даны образные названия, дети хорошо их запоминают и старательно выполняют. Нужно только настроить ребенка и правильно организовать занятие.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных  органов  и  их  иннервацию  (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику.

При  проведении  артикуляторной  гимнастики  особое  внимание  необходимо  уделять  качеству  выполнения  артикуляторных  движений.  Важно  следить  за  чистотой  выполнения  движений  (без  сопутствующих  движений),  за  плавностью  движений,  темпом,  нормальным  тонусом  мышц  (без  излишнего  напряжения  или  вялости),  за  объемом  движений,  умением  удерживать  движение определенное  время,  за  переключаемостью  движений,  т.е.  возможностью  перехода  от  одного  движения  к  другому,  за  точной  координацией  движений языка и губ.

Поначалу  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять  перед  зеркалом.  Ребенок  должен  видеть,  что  делает  его  язык.  Мы,  взрослые,  не  задумываемся, где находится в данный момент наш язык (за верхними зубами  или за нижними). У взрослого человека артикуляция — автоматизированный навык,  а  ребенку  необходимо  через  зрительное  восприятие и постоянно упражняясь.

Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2  раза в день по 5 минут.  Прежде  чем  начать  занятия,  лучше  познакомить  ребенка  с  названиями  артикуляционных органов.

Артикуляционная  гимнастика  выполняется  только  сидя,  чтобы  все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины. Упражнения выполняются от простых к сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном  темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение — не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что мы потренируемся  и  все  получится.  Чаще  хвалите ребёнка  и  ни  в  коем случае не  выказывайте  недовольство.  Это  придаст  ему  уверенности  в  своих силах  и  снимет  беспокойство за результат.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения необходимы дополнительные упражнения с родителями.

0

Автор: Савкун Галина Николаевна

Учитель-логопед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *