Стойкое нарушение письма у школьников (дисграфия). Причины и проявления.


В письменных работах учащихся, страдающих дисграфией, нередко встречаются специфические «речевые»ошибки (пропуски букв и слогов, неверные окончания слов, внесение лишних букв, перестановки букв и слогов в словах, смешение букв, схожих по написанию или по звуковому признаку и т.д.). Это нарушение письма обязательно носит стойкий характер и не поддаётся быстрому исправлению.
Как правило, родители таких учеников считают, что их ребёнок не хочет учиться, не желает сосредоточиться или просто ленится. Но это неверное решение.
В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых» ошибок ученика лежит не лень. а особенности его психики, несформированность фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Это не вина ребёнка («может, но не хочет»), а его беда («хочет, старается, но не может»).
У таких учащихся учителя отмечают нарушение зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти. Как правило, такие ученики не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и попадают в разряд «неуспевающих» учеников.
Что же испытывает такой ребёнок в классе во время урока?
При несформированности слухового внимания и памяти ученик с трудом удерживает в голове ряд из 5-6 слов, затрудняется воспроизвести предложения из 4-5 слов. Поэтому такому ученику практически недоступно письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. По этой же объективной причине ученик плохо воспринимает речь учителя, обращённую ко всему классу. Со стороны кажется, что такой ученик «застрял»на каком-то отдельном моменте и затем «отключился»от последующего хода урока.
Несформированность зрительного внимания и памяти препятствует правильному запоминанию образа буквы. Такие дети допускают большое количество ошибок при списывании, не умеют пользоваться таблицами, образцами, данными на доске или в учебнике, затрудняются в нахождении ошибок даже в своей письменной работе. У таких учащихся наблюдаются ошибки связанные со смешением элементов букв, например у букв: п-т, б-д, и-у, о-а, и-ц и др.
При несформированности фонематического восприятия ученик не может овладеть слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работах такого ученика встречается большое количество разнообразных ошибок:
пропуски (например, вместо огромный город- «огромный грод«);
недописывание букв и слогов (пилили- «пили»);
добавление лишних букв и слогов (глубокая- «гололбокая»);
перестановки внутри слова (иногда- «игонда», дерево_ «редево»);
грубое искажение слова (вместо храбрый- «харбаб»);
слитное написание слов (он влез на дерево- «онлеснадерева»);
произвольное деление слов (вскочил на ветку- «вско чилна ветку») и др.
При нарушении фонематического слуха учащиеся затрудняются различать фонемы родного языка, а так же фонемы изучаемого иностранного языка. На письме это проявляется в виде смешения букв по звонкости-глухости (прыгает-«прыкает», бабушка- «пабушка»), по акустическому сходству (пахучий- «пакучий», смешная- «смесная» и т. п.)
При отставании в развитии лексико-грамматической стороны речи на письме появляются аграмматизмы ( На полянках и пригорках зазеленела травка.- «Наполянках и при горках зазеленели травка«.) У таких учеников очень бедный словарный запас, ограниченный обиходно-бытовыми рамками. Такие учащиеся затрудняются правильно изменять слова. образовывать новые слова.
Таким образом, мы видим, что причин специфического нарушения письма (дисграфии) довольно много. Поэтому простое заучивание таким учеником грамматических и орфографических правил, частое переписывание при работе над ошибками не даст нужного эффекта. Требуется воздействовать на причины возникновения нарушения письма и начать коррекцию именно с этих причин.
Автор: Тищук Татьяна Павловна
учитель-логопед
Добавить комментарий