Как общаться с ребенком


Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», обвиняют, в их поступках видят злой умысел. Но на самом деле это особо чувствительные, легко ранимые дети. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо сильнее, чем дети более устойчивые. Следовательно, «трудный» ребенок нуждается, прежде всего, в помощи, а не в критике и наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в эмоциональной сфере.

Психологи выделяют четыре основные причины нарушения поведения детей:
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания для нормального развития, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители при этом делают замечания, отвлекаются от своих дел, тем самым, уделяя ребенку хоть и не очень приятное, но внимание.
2.Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной власти и опеки родителей. Уже двухлетний малыш предъявляет требования «Я сам», которое сохраняется в течение всего детства, особенно усиливаясь в подростковом возрасте. Если ваши замечания слишком категоричны, резки и не всегда справедливы, ребенок начинает восставать.
3.Желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на своих родителей. Особенно это ярко выражено, если ребенок отлучен от семьи: его воспитанием больше занимается бабушка, или родители больше внимания уделяют младшим детям, или если мать разошлась с отцом. В глубине души ребенок страдает, его захлестывает обида, но он выражает свой протест непослушанием, дерзостью.
4.Потеря веры в собственный успех.
Случается, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-либо одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Школьные неуспехи, не сложившиеся отношения с одноклассниками могут привести к запущенной учебе и к вызывающему поведению дома. У такого ребенка низкая самооценка. Накопив горький опыт критики в свой адрес, неудач, он теряет уверенность в себе, приходит к выводу, что у него ничего не получится, нечего и стараться, а внешне показывает, что ему все равно.
Всякое серьезное нарушение – это крик о помощи. И вы можете ее оказать лишь вникнув в глубинную причину непослушания.
Рекомендуется прочесть книгу Ю.Б. Гиппернрейтера «Общаться с ребенком. Как?» (М., 1998)
Автор: Бурыкина Яна Юрьевна
Педагог-психолог
Добавить комментарий